Некоторые аспекти использования методик автотовароведческих исследований при расчете стоимости транспортных средств

Новоселецкий И.Н. - Донецкий НИИ судебных экспертиз

  

Анализ заключений судебных экспертов и специалистов в области оценки транспортных средств, представляемых на рецензирование в Донецкий НИИ судебных экспертиз и в Центральную экспертно-квалификационную комиссию Министерства юстиции Украины, свидетельствует о неоднозначном понимании автотовароведами некоторых моментов, оговоренных в «Положении о порядке проведения судебной автотовароведческой экспертизы транспортных средств».

 В частности, наиболее характерной ошибкой является использование неприоритетного метода оценки транспортных средств (ТС), основанного на применении процентного показателя средней рыночной стоимости (Г),при наличии возможности проведения исследования методом аналога продаж, на основании справочных данных рынка Украины («Бюллетеня автотовароведа»). Погрешность в расчетах при этом может достигать 50%, что недопустимо. Применение метода расчета действительной рыночной стоимости транспортных средств посредством использования процентного показателя средней рыночной стоимости, допустимо только при отсутствии стоимостных данных в украинских справочниках.       Грубой ошибкой является расчет стоимости транспортных средств на территории Украины посредством использования справочной литературы, отражающей стоимость транспортных средств в странах Западной Европы или в России без учета стоимостного эквивалента суммы растаможивания (Мзбу). При этом, следует отметить, что величина Мзбу применятся только для транспортных средств, возрастом оговоренным нормативными документами, регламентирующими их ввоз на таможенную территории Украины (т.е. до 8 лет). Другими словами, если возраст автомобиля составляет, например 9 лет, то расчет его стоимости в Украине на основании зарубежной справочной литературы должен проводиться без учета Мзбу.

Указанные действия следуют из требований п. 3.2 «Положения о порядке проведения судебной автотовароведческой экспертизы транспортных средств»: «Мзбу - стоимостной эквивалент суммы растаможивания, который принимается  Для транспортных средств, возраст которых не превышает 8 лет, определение действительной рыночной стоимости с использованием зарубежной справочной литературы без расчета стоимостного эквивалента суммы растаможивания (Мзбу), приводит к существенному занижению их стоимости.  

Не стоит акцентировать внимание на весьма понятных истинах, что занижение стоимости транспортных средств, как правило ведет к снижению сумм взимаемых государством налогов и сборов и, как следствие, к правовой оценке деятельности специалистов, допустивших данную ошибку. 

 Возраст транспортного средства при расчете таможенных платежей определяется датой первой регистрации транспортного средства. Если эта дата не установлена, то возраст транспортного средства исчисляется от 1 января года изготовления транспортного средства, определяемого его идентификационным номером. Ограничение возраста автомобиля при его ввозе определяется календарной датой его изготовления. 

Поскольку на практике, экспертной оценке подлежат в подавляющем большинстве, транспортные средства уже зарегистрированные на территории Украины, то определить дату первой регистрации автомобиля зарубежного производства в стране-экспортере просто не представляется возможным. Поэтому в автотовароведческих расчетах за основу берется возраст транспортного средства, определяемый календарной датой его изготовления (день, месяц, год). Если установить эту конкретную дату не представляется возможным, то за основу расчета стоимости ТС с использованием данных зарубежных справочников и величины Мзбу, принимается автомобиля,определяемый его идентификационным номером, с учетом соответствующих данных о регистрации на территории Украины.

 Поясним это на примере. Автомобиль имеет условное обозначение «Р» в 10-й позиции идентификационного номера, что соответствует 1993 модельному году его производства. В соответствии с международным стандартом , модельный год начинается после 1 июля предыдущего календарного года, т.е. модельный год опережает календарный на не более чем полгода. Таким образом, рассматриваемый автомобиль мог быть выпущен либо во второй половине 1992 года, либо в первой половине 1993 года. Если при этом в свидетельстве о регистрации автомобиля стоит дата его выдачи - один из месяцев второго полугодия 1992 года, то за основу даты выпуска ТС следует принимать 01.07.92 г. Если в свидетельстве о регистрации значится один из месяцев 1993 года, либо год выдачи свидетельства о регистрации существенно отличается от года, закодированного в идентификационном номере, то за дату изготовления ТС следует принимать 01.01.93г. А, следовательно, в последнем случае, если не будет установлена более точная дата выпуска автомобиля в 1993 году, то на сегодняшний день следует исходить из того, что возраст данного автомобиля превышает 8 лет и при использовании данных зарубежной справочной литературы величина Мзбу не начисляется. 

Следующий момент на котором следует остановиться, заключается в определение стоимости транспортных средств по постановлениям отделов государственной исполнительной службы (ОГИС). Отличительным моментом здесь является то обстоятельство, что в стоимость фактической реализации транспортных средств «УкрСпецЮстом», в рассматриваемом случае включаются и все затраты, связанные с рассматриваемым отторжением ТС (налог на добавленную стоимость, затраты на экспертное исследование, реализацию и т.д.). 

  В то же время, действительная рыночная стоимость ТС представляет собой денежную сумму, за которую оно может быть фактически продано в данном населенном пункте или местности в данный момент времени, при условии добровольности и осознанности сделки. Если учесть все перечисленные выше дополнительные расходы на реализацию транспортного средства, то фактическая стоимость реализации автомобиля будет значительно выше рассчитанной его рыночной стоимости. 

  Поэтому, по мнению автора, при расчете действительной рыночной стоимости ТС по постановлению ОГИС, эксперт должен указывать, что полученная в результате расчетов действительная рыночная стоимость,как стоимость реализации автомобиля включает все затраты, связанные с его реализацией до постановки на учет в ГАИ. только те затраты, которые обусловлены постановкой на учет реализованного ТС в органах ГАИ (получение номеров, уплата налога в пенсионный фонд и т.д.).Одним из моментов требующих дополнительного исследования является то, что реализация ТС через ОГИС и «УкрСпецЮст» лимитирована более коротким промежутком временем, чем большинство обычных сделок купли-продажи. Общеизвестно, что сокращение времени реализации автотехники (да и других товаров), обуславливает снижение ее стоимости. Об этих нюансах, мы продолжим разговор в одном из следующих выпусков «Бюллетеня автотовароведа».

Информационно-вычислительный центр союза экспертов Украины

 

Назад

Обсудить на форуме

Наверх

 

 

 

Hosted by uCoz