Стоимость транспортных средств (ТС), ввозимых на таможенную территорию Украины,
в соответствии с Законом Украины "О едином таможенном тарифе", определяется
исходя из средних цен их реализации в ведущих странах-экспортерах или
странах-производителях.
Для Украины, ведущими странами-экспортерами являются -Германия (по европейским и
азиатским маркам ТС) и США (по американским маркам ТС). Это обстоятельство
позволяет использовать справочники, отражающие цены именно в этих странах за
основу в дальнейших расчетах.
Следует подчеркнуть, что экспертной оценки подлежит не таможенная стоимость
ТС, узлов и агрегатов, а их стоимость в ведущих странах экспортерах или странах-производителях.
Разница в данных стоимостных значениях определяется величиной стоимости брокерских услуг,
доставки, страховки, что не входит в компетенцию эксперта.
Указанные цены транспортных средств следует брать из источников информации,
указанных в приложении № 8 (перечень рекомендованной литературы) к
"Положению о порядке проведения судебной автотовароведческой экспертизы транспортных средств",
утвержденной приказом министра юстиции украины от 01.10.99г. за № 60/5.
к указанным источникам информации относятся следующие справочники:
Периодический справочник "Pkw-Spezial". DAT-Marktspiegel. Германия.
Периодические справочники "Super schwacke", "Nutzfahrzeuge" . EUROTAX.
Швейцария.
Периодический справочник "Auto market report". Kelley Blue Book. США.
Сборник цен НАМИ на автотранспортные средства, трактора, автомобильные и
тракторные двигатели, мотоциклы, краны, автопогрузчики, шины.
Cборник цен "Бюллетень автотовароведа" ДНИИСЭ. ИВЦ СЕУ.
Справочник "N.A.D.A". США; о
При определении других параметров: года выпуска ТС, объема двигателя, комплектности
ТС и т.д. необходимо использовать данные заводов-изготовителей.
Однако для использования западноевропейских справочников необходимо знать коды КВА (код
производителя, присваеваемый министерством автомобильного транспорта Германии)
или EDV (при использовании справочника .Super schwacke - внутренний код
Schwacke).e На практике это означает, что идентифицировать ТС можно только по
немецкому техническому паспорту (позиции 2 и 3 немецкого технического паспорта).
В противном случае, перед экспертом возникает проблема выбора цены одного ТС
данной марки и модели из большого количества, указанных в немецких справочниках
автомобилей, незначительно отличающихся между собой мощностью двигателя или
своей комплектацией.
Для транспортных средств производства США идентификация ТС сложности не
представляет, так как американские справочники содержат контрольные позиции
VIN-кода автомобиля, позволяющие однозначно определить его марку и модель.
Идентификация грузовых европейских автомобилей производит по типу кабины, типу
кузова, платформы, шасси.
Итак, механизм расчета следующий:
1. Сначала идентифицируется само ТС. Западноевропейские - по кодам КВА и EDV. При
отсутствии возможности однозначно идентифицировать транспортное средство по коду
производителя sнеобходимо из имеющихся в справочнике автомобилей данной модели и марки,
подобрать наиболее соответствующий по комплектации.
2. Определяется цена возможной продажи
подержанного ТС, соответствующего срока
эксплуатации. Западноевропейские справочники содержат цены продажи-покупки
специализированными магазинами, салонами подержанных транспортных
средств. Цены на подержанные ТС, содержащиеся в справочниках, несколько
завышены, относительно средних цен на подержанные ТС из рекламных объявлений
индивидуальных продаж. Поэтому следует брать наименее возможное значение цены
подержанного ТС, указанное в справочнике. Как правило, это цена покупки
специализированными магазинами, салонами ТС у населения. Цены как покупки так и
продажи, указанные в справочниках, приводятся с налогом на добавленную стоимость
(НДС), денежная сумма которого может быть возвращена лицу, купившему данное
транспортное средстве при пересечении им границы. Однако, поскольку для этого
требуется соблюдение определенных условий, регламентируемых таможенными
нормативными актами, учет НДС в стоимости ТС, ввозимых на таможенную территорию
Украины, может быть проведен самими таможенными органами.
3. Устанавливается категория по пробегу и корректируется стоимость ТС по разнице
между фактическим и среднестатистическим пробегами с учетом возможной
корректировки по месяцу выпуска автомобиля. При этом следует учитывать, что за
нулевой в немецких справочниках, принят месяц май.
4. Корректировка стоимости ТС по дополнительному оборудованию. Для этого
используются числовые коды оборудования и таблица на внутренней части обложки
справочника "Super schwacke", а также примечания под стоимостными значениями ТС
и в нижней части страницы (как в справочниках фирмы EUROTAX, так и в
справочниках других изданий).
Вполне очевидным является необходимость в правильном пользовании экспертом справочной
литературой.
Определение стоимости ТС ввозимых на территорию Украины через процентный показатель
остаточной стоимости и стоимость нового ТС за рубежом, нежелательно
(в соответствии с приоритетами, указанными в Положении о порядке проведения судебных
автотовароведческих экспертиз транспортных средств). В исключительных случаях, предусматривается использование
системы подбора аналога (см. "Бюллетень автотовароведа" Выпуск № 8).