О некоторых аспектах расчета стоимости восстановительного ремонта транспортных средств, подвергшихся затоплениюНовоселецкий И.Н. - (ДНИИСЭ), В.И.Рябченко -(УАК"Укравто"),В.А.Шатилов-(УАК"Укравто") | ||||
Основопологающим моментом при ремонте любых повреждений транспортных средств (ТС), в том числе и в результате их затопления, является восстановление технического состояния поврежденного транспортного средства, его деталей, узлов и агрегатов, на основании действующих нормативов трудоемкости. Особенностью определения номенклатуры и характера поврежденных деталей и узлов затопленного транспортного средства, является то, что на характер повреждения деталей влияет длительность воздействия водной среды, и ее агрессивность, определяемая составом содержащихся примесей и уровнем затопления автомобиля. То есть, повреждения могут быть более значительными, и получены в меньший срок, если транспортное средство будет затоплено морской водой, или канализационными стоками. Другой особенностью повреждений ТС вследствие затопления является то обстоятельство, что ряд деталей автомобилей изготовлены из материалов, изменяющих (или могущих изменить) свои прочностные и потребительские свойства под воздействием водной среды. Это относится в первую очередь к отдельным материалам обивки салона, могущим не только изменить свой цвет (полинять), но и геометрические размеры - покоробиться, растянуться и т.д. К достаточно серьезным последствиям может привести попадание воды в различные узлы и агрегаты ТС, изначально не рассчитанные на работу и нахождение в водной среде. Это обусловлено не только высокой окислительной агрессивностью водных растворов, но и негативными последствиями соединения воды с материалами, используемыми в автомобилях (смазочные материалы, рабочие жидкости и т.д.). Еще одной особенностью является то, что в отличии от аварийных повреждений ТС в результате дорожно-транспортных повреждений, визуально определяемых с момента их появления, повреждения после затопления могут проявиться через неопределенный промежуток времени, необходимый для коррозионного разрушения детали, или отказа узла вследствие вымывания или разбавления смазки. Кроме того, через промежуток времени, длительность которого определить расчетным путем практически не представляется возможным, может наступить отказ деталей и узлов, вследствие окислительных процессов на клемах электрических соединений и в монтажных блоках. Сложность расчетов по определению стоимости восстановительного ремонта указанных ТС обусловлена отсутствием в ряде случаев нормативов трудоемкости, регламентирующих в полном объеме диагностику и ремонт ТС. Исходя из изложенного, авторы считают целесообразным при расчете стоимости восстановительного ремонта ТС вследствие его затопления, исходить из необходимости следующих ремонтных работ: полной антикоррозионной и противошумной обработки кузова автомобиля; необходимости замены деталей обивки салона, дверей, обивки сидений (если данная операция не предусмотрена нормативами трудоемкости завода-изготовителя, то замене подлежит поврежденная часть сидения, или сидение в сборе), шумоизолирующих материалов, находящихся на уровне затопления. Если ТС было затоплено особо грязными, антисанитарными жидкостями, содержащими устойчивый неприятный запах (например канализационными стоками, жидкостями, содержащими химические компоненты, удобрения и т.д.), необходимо производить полную замену всех деталей обивки салона, сидений в сборе, шумоизолирующих материалов, ковриков пола, обивки дверей, независимо от высоты затопления самого салона. необходимости комплексной проверки работоспособности всей системы электрооборудования ТС; Детали и узлы электрооборудования, подвергшиеся затоплению подлежат ремонту (с их разборкой, очисткой, дефектовкой и т.д.) если таковой предусмотрен нормативами трудоемкости (например генератор, стартер, монтажный блок и т.д.), независимо от результатов предварительной диагностики. установлении неисправности деталей, узлов электрооборудования, ремонт которых не предусмотрен (фонари задние, рассеиватели фар передних и т.д.) следует учитывать необходимость их замены. узлы ходовой части, рулевого управления, трансмиссии, подвергшиеся затоплению, работоспособность которых определяется обязательным наличием смазки (например: шаровые пальцы подвески, привод передних колес, подшипник опоры карданного вала и т.д.), должны быть подвергнуты ремонту с заменой смазки. Необходимо провести замену масла в двигателе, КПП, редукторе заднего моста, если они располагались ниже уровня затопления, а также замену всех фильтрующих элементов. В смету восстановительного ремонта включается проверка технической исправности всех затопленных деталей, узлов, систем на основании нормативов трудоемкости на контрольно-диагностические работы. Установление ремонтных воздействий для деталей, узлов ТС, подвергшегося затоплению, определяется на основании внешнего осмотра с проверкой их работоспособности. Следует отметить, что в каждом индивидуальном случае номенклатура и характер повреждений затопленных ТС могут отличаться от рассмотренных выше. Поэтому правильность составления смет восстановительного ремонта рассматриваемой категории поврежденных ТС, определяется прежде всего квалификацией самого эксперта. Информационно-вычислительный центр союза экспертов Украины
|